Специфика Образовательной программы в общеобразовательной школе с изучением дизайна

Дизайн мышление. Зачем дизайн человеку
Деятельность дизайнеров в самых разных областях характеризуется особым типом мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи. Этот тип мышления, иногда называемый «нестандартным мышлением», «творческим мышлением» или «дизайн мышлением», формируется благодаря постоянному решению задач, которые не решаются стандартными привычными действиями, не решались ранее или вообще ещё не существуют.
Практика показала, что использование основных методов, применяемых дизайнерами, эффективно и в других сферах деятельности. Первыми это заметили представители бизнеса, которые наиболее остро почувствовали недостаток привычного аналитического подхода, который заключается в выборе оптимального решения на основе предыдущего опыта. Новый подход к решению задач называют устойчивым термином «Дизайн-мышление» (“design thinking”).
Таким образом, одним понятием можно называть особенный тип мышления практикующих дизайнеров (синонимы: «творческое мышление», «нестандартное мышление» или «креативное мышление»), а также конкретную методику для решения широкого спектра задач. Важно различать эти два понятия, но в нашем случае, чтобы не запутаться, возможно называть и то и другое одинаково «дизайн-мышление». При этом будем иметь ввиду особый образ мысли дизайнеров, так как это понятие шире по смыслу и включает все методы вышеупомянутой упрощённой методики для специалистов из других областей.
В такой логике становится ясно, что общеобразовательная школа с уклоном в дизайн не должна стремиться, чтобы все её выпускники стали  дизайнерами, но должна научить пользоваться методами дизайна и объяснить, как благодаря этим навыкам можно получить преимущество в самых разных сферах жизни.

Миссия школы
Создание образовательной модели, направленной на развитие дизайн-мышления учащихся как инструмента для проектирования их личного будущего в жизни, профессии, обществе, а также развития способности и мотивации к инновационному преобразованию мира.


Задачи образовательной деятельности школы
• обеспечить качественную реализацию федерального государственного стандарта общего основного и среднего образования,
• создать условия для формирования  инновационного  мышления обучающихся через развитие дизайн-мышления (творческого мышления), использование форматов образовательной деятельности, включающих технологию инжиниринга,  
• обеспечить формирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся на основе их интересов, способностей и потребностей с использованием индивидуальных учебных планов,
• создать условия для образовательного, профессионального, личностного самоопределения обучающихся средствами образовательной деятельности в школе, неформального образования, ресурсов партнерства с профессиональными сообществами;

Особенности ООП:
1. Использование программ углубленного изучения математики, английского языка как инструментов эффективного проектирования в любой сфере.
2. Углубленное изучение Технологии через корректировку рабочих программ в 5-8 классах с включением модуля инжиниринга;
3. Корректировка рабочих программ в 5-11 классах по предметам естественно-математического цикла с включением инжиниринг-задач;
4. Корректировка рабочих программ по Искусству в 8-9 классах с учетом включения содержания по истории дизайна и арт-технологиям.
5. Корректировка рабочих программ по ИЗО с включением конструктивного рисунка.
6. Развитие дивергентного (творческого) мышления на уроках математики на первой ступени обучения (скорректированы рабочие программы)

Особенности учебного плана школы
В соответствии с заявленным статусом образовательного учреждения на уровне основного общего образования осуществляется целенаправленный переход на программы углубленного обучения предметам «Математика» с 2016  учебного года, «Английский язык» с 2016  учебного года.
На освоение  предмета «Английский язык»  увеличено количество часов:
• для расширенного изучения  на 1 час;
• для углубленного изучения  на 2 часа.

Учебный план

В рамках расширенного изучения математики в 5 и 6 классах увеличено количество учебных часов по математике на 1 час. Обучающиеся  7 классов, 8 классов переходят на углубленную подготовку по математике. Для  этой цели увеличено количество недельных часов до 8 (5 инвариантной части и 3 часа за счет вариативной части учебного плана). Во всех остальных классах количество недельных часов увеличено на 1 час за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.  
Предметная область «Искусство» в 5-7 классах представлен двумя предметами: «ИЗО» и «Музыка» по 1 часу в неделю. В 8–9 классах  «Искусство»  является интегрированным предметом. В 5-7 классах предмет «Изобразительное искусство», в 8-9 класс предмет «Искусство» направлены на реализацию концепции образования по дизайну в рамках выполнения задач инновационной образовательной программы.
С этой же целью предметная область «Технология» представлена следующим образом: часть часов предметной области  «Технология» (17 часов в год) в 5-8 классах реализуется через внедрение проектов «Модуля инжиниринга» посредством формирования разновозрастных групп с использованием поточно-группового метода обучения. Учащиеся 5, 6 классов делятся на 4 разновозрастные группы до 15 человек, учащиеся 7, 8 классов – на 4 разновозрастные группы до 15 человек (см. программу «Технология»).
Примеры инжиниринг-проектов в рамках «Модуля инжиниринга» в предметной области «Технология» в 5-8 классах:
• Проектирование и изготовление спортивной атрибутики  из текстиля.
• Разработка и изготовление атрибутов для болельщиков и спортсменов.
• Проектирование держателей для освещения комнатных растений.
• Изготовление функциональных предметов  для спортивных сооружений и площадок.
В рамках муниципальной услуги дополнительного образования художественной направленности реализуются курсы:
6 класс – «Рисунок», дизайн-пробы, дизайн-технологии (технология принтов, программирование), дизайн-погружение (интенсивы, мастер-классы, профильные  конкурсы, выставки, фестивали, экскурсии);
7-8 класс - «Композиция», «Рисунок», дизайн-проекты, дизайн-погружение (интенсивы, мастер-классы, профильные  конкурсы, выставки, фестивали, экскурсии);
9 класс – «Технический  рисунок», «Композиция» дизайн-проекты, дизайн-погружение (интенсивы, мастер-классы, профильные  конкурсы, выставки, фестивали, экскурсии)
На уровене среднего общего образования (10-11 классы) учебный план на рассчитан на 2-летний срок освоения, составлен с учетом индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) обучающихся и  направлен на создание условий для свободного выбора каждым обучающимся значимого для него содержания образования, необходимого для профессионального становления в будущем, формирования своей индивидуальной образовательной траектории с учетом собственных интересов и возможностей, реализацию целей профильного обучения.
Индивидуальная образовательная траектория обучающихся формируется за счет выбора профильных предметов и набора курсов по выбору. С целью создания условий для формирования каждым учеником своей индивидуальной образовательной траектории обучение базовым предметам ведётся в рамках классных коллективов и (или) потоков, профильных предметов и элективных курсов –  в группах сменного состава учащихся.
Для изучения на профильном уровне выбраны следующие предметы: «Математика», «Русский язык», «Обществознание», «Физика», «Химия»,   «Информатика и ИКТ», «Литература», «Биология»,«Обществознание»,  «История. «Английский язык»  в 10–11 классах изучаются углубленно, сохраняют преемственную линию с основным общим образованием (количество часов на изучение предмета «Английский язык» увеличено до 6 часов).
В рамках реализации муниципальной услуги дополнительного образования художественной  направленности в  10-11классах – «Рисунок», «Композиция»,  дизайн-проекты, дизайн-кейсы (проекты для реальных заказчиков), дизайн-погружение (интенсивы, мастер-классы, профильные  конкурсы, выставки, фестивали, экскурсии)
Прикладные элективные курсы в форме проектных мастерских реализуются в системе дополнительного образования обучающихся 10–11 классов, во внеклассной деятельности и др.
На самостоятельную деятельность старшеклассникам (11 класс) отводится 1 час: работа в библиотеках, интернет школах, по проектам, исследовательская работа, стажировки по профилю.
для слабовидящих
Размер текста A/A/A
Фото убрать